В Учреждении созданы необходимые условия для развития творческих способностей и интересов воспитанников. Это и правильно построенная развивающая предметно-пространственная среда, и налаженная система дополнительного образования воспитанников, и организация участия воспитанников в различных конкурсах, спартакиадах, фестивалях различного уровня.
1. В Учреждении развивающая предметно-пространственная среда соответствует ФГОС ДО.
Предметно-рзвивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она обеспечивает полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие детей. Поэтому предметно-развивающая среда должна быть насыщенна разнообразными предметами и игровыми материалами, благодаря которым возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.
В МБДОУ "Детский сад № 211" созданы все условия для удовлетворения интересов и склонностей воспитанников в разных направлениях: физкультурно-спортивном, художественно-эстетическом, социально-личностном.
Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности
Паспорт методического кабинета
2. Дополнительное образование реализуется в Учреждении в виде дополнительных платных образовательных услуг.
На платной основе в настоящее время оказываются следующие образовательные услуги:
Охрана жизни и здоровья детей в Учреждении решается через:
• закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
• проведение профилактической оздоровительной работы;
• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
• мотивация детей на здоровый образ жизни;
• формирование полезных привычек;
• формирование валеологических навыков;
• формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в Учреждении используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
• медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация работы группы компенсирующей направленности, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
• физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
• мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры;
• ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников;
• здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий в Учреждении:
Физкультминутки
Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
• смене вида деятельности;
• предупреждении утомляемости;
• снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
• активизации кровообращения;
• активизации мышления;
• повышении интереса детей к ходу занятия;
• создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
• улучшить работу внутренних органов;
• активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
• тренировать дыхательный аппарата;
• осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
• повысить защитные механизмы организма;
• восстановить душевное равновесие, успокоиться;
• развивать речевое дыхание.
Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
• осязательных ощущений;
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
• массаж;
• действия с предметами или материалами;
• пальчиковые игры.
Такие занятия проводятся коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Психогимнастика.
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
• проведение психофизической разрядки;
• развитие познавательных психических процессов;
• нормализация состояния у детей с особенностями нервно-психическими развития;
• элементы коррекции отклонений в поведении или характере.
Это разыгрывание:
• этюдов с использованием мимики и пантомимы;
• этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
• этюдов с психотерапевтической направленностью.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
• восполнение «двигательного дефицита»;
• развитие двигательной сферы детей;
• укрепление мышечного корсета;
• совершенствование познавательных процессов;
• формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в ходе музыкальных занятий с строгим учетом индивидуального развития каждого воспитанника.
Элементы игротерапии
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в Учреждении является проведение элементов игротерапии. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
• проявить эмоции, переживания, фантазию;
• самовыразиться;
• снять психоэмоциональное напряжение;
• избавиться от страхов;
• стать увереннее в себе.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Информационно-телекоммуникационные и электронные образовательные ресурсы
Министерство образования Нижегородской области
Департамент образования администрации г.Нижнего Новгорода
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
Федеральный портал "Российское образование"
Информационная система "Единое окно доступа к информационным рессурсам"
Единая коллекция цифровых образовательных рессурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов